Вообще, к психоаналитическим терминам стоит относиться спокойно. Та же самая сексуальность в словаре аналитика может означать всего лишь телесные ощущения. Примерно также и с мазохизмом. Нет, конечно, то, о чем мы сегодня будем говорить, может стать перверсией и получением удовольствия от боли или унижения, но это не все, что включает в себя это понятие, и уж точно сексуальный контекст здесь вторичен. Но так или иначе в своей статье я буду избегать некоторых острых терминов по типу влечений к жизни и к смерти.
Начнем с простого. Есть в нас зло и добро. И эти инстанции не представляют собой отдельные ядра, нет их в чистом виде - это всегда сплав. Например, Катя чувствует, что ее раздражает Аня, но есть в Кате доброе отношение ко всем людям, которое ее раздражение к Ане нейтрализует. Катя может спокойно общаться с Аней. Славу же гораздо сильнее раздражает Олег. Настолько, что он провоцирует его на конфликт. Но при этом, они ограничиваются словесной перепалкой вместо драки. Злость Славы таким образом находит выход из его внутреннего мира. И необходимость этого выхода актуально до тех пор, пока добра внутри Славы не станет достаточно для того, чтобы компенсировать его злость. А еще есть Ирина и Иван. Он влюблены друг в друга. В них столько много добрых чувств, что даже сильные промахи не приводят их к агрессии. Ну по крайней мере в первые месяцы их отношений. А еще есть Виталий. Он посвятил последне годы жизни буддизму. И теперь он с большим пониманиием относится даже к ситуациям, когда его пытаются обмануть. А вот Сергей почему-то каждые выходные посещает бар рядом с домом, в котором несколько раз в месяц затевает драку.
Если мы взглянем на все эти отношения с точки зрения нашей темы, мы поймем, что в каждой личности, которую мы здесь увидели, есть совершенно разные пропорции добра и зла. Но от чего же зависит эта пропорция?
Вот здесь и появляется такое понятие как ядро мазохизма. И вот на него то я и хочу сегодня обратить наше внимание. Я долго думал, с чем его можно сравнить и давайте попробуем так. Пусть это будет жгут, который две собаки - белая и черная - тянут в разные стороны. Пока жгут выдерживает их обоюдные условия эти два животных вместе. А значит доброе и зло продолжают находиться во взаимосвязи, компенсируя друг друга. Это позволяет нам не воспарить от своей душевной доброты и не раздать последнее нуждающимся, но и не ограждает нас от того, чтобы пуститься во все тяжкие и не стать бандитом на большой дороге. Жгут этот появляется в виду особенностей организма, а затем развивается/укрепляется/ослабляется в виду ранних взаимоотношений ребенка и его матери.
Если сильно упростить, ребенку этот жгут нужен с одной стороны для того, чтобы не думать о матери, когда он "решает" ее разбудить среди ночи своим криком, с другой, чтобы не отказываться от взаимодействия с ней, когда она не угадывает его желания. Другими словами, ядро мазохизма хранит объектные отношения.
Именно в нем происходит работа, которая обеспечивает нам возможность терпеть неудобства в отношениях с людьми. Но не только в этом заключается его функция. Если тот самый жгут вдруг порвется, собаки разбегутся. К чему это может привести? А к тому, что черная собака может кого-то покусать, а белая принесет себя в жертву. Отсюда же и возможность проекций своих частей в других людей. Черная собака забежала в дом соседа. Ее владелец пошел ее искать, и когда он ее нашел, она накинулась на него и искусала. Как вы понимаете, речь здесь уже может идти о моральном мазохизме - поиске унижения или страдания. А что же случится, если потеряется белая собака? Кажется ее владелец в условиях ее отсутствия будет растерзан черной. И здесь мы с вами говорим, например, об аутоагрессии. В общем, другими словами, ядро мазохизма обеспечивает не только возможность здоровых объектных отношений, но и сохранность нас самих - нашего Я. Здесь стоит сказать, что именно с дефектом ядра мазохизма некоторые теоретики связывают бредовые мысли - раз одной из собак нет, нужно это как-то компенсировать.
Этими примерами ситуация не ограничивается. Представим, что между двумя нашими вымышленными собаки вдруг возникло дерево, вокруг которого тот самый жгут запутался. Теперь стало не понятно, в какую сторону кто из них тянет и тянет ли вообще. А что если собаки вдруг испачкались? Черная в мелу, а белая в золе? Как же черт возьми их теперь различать?
Раз уж мы коснулись превращения мазохизма в садизм (и здесь мы уже говорим в ключе и моральных феноменов и эрогенных), стоит сказать, что именно мазохизм предшествует садизму.