ОТЕЦ

Размышления об отцовской фигуре
Очень большое внимание в литературе уделяется вопросам материнского объекта, и гораздо меньшее количество исследований и гипотез строится на взаимоотношении с отцом. Даже Фрейд и Юнг, будучи мужчинами и отцами, уделяют этому вопросу минимум внимания
Предательство отца
Побуждаемый своей направленностью на внешние ориентиры, отец ставит на карту интересы своих детей. Это происходит из-за пренебрежения эмоциональным контактом с ними. Подобное отсутствие отца схоже с предательством и оставляет столь же жестокий след в детях, как и утрата

При этом, мы говорим про утрату, которую невозможно прожить, потому что по факту ее и не было. Речь идет лишь об эмоциональном отсутствии при физическом присутствии.

Ловушка данной ситуации состоит в том, что подобный феномен создает пустоту в Я ребенка, при этом, пустота эта не может быть заполнена, так как это место ограничено фигурой отсутствующего объекта. Интериоризируется не фигура отца, а фигура "отсутствующего присутствия". Личность ребенка отводит место в своем внутреннем мире для такого значимого объекта, с которым связаны и инвестиции, которые не нашли обратной реакции, и большое количество надежд, которым не суждено сбыться.

Подобную фигуру отца сравнивают с омертвевшей фигурой. Интериоризируя такой объект, личность отравляет свое Я. Она на долгое время принимает внутрь себя и руководствуется "отсутствующими" принципами, что приводит к неуверенности, безинициативности, отсталости и депрессивности

Юнг: «Дети заражаются косвенно, они инстинктивно занимают позицию в отношении душевного состояния своих родителей: они либо борются с ним в молчаливом протесте (хотя иногда этот протест бывает весьма громким), либо поддаются парализующему и навязчивому подражанию»

Но что такое фигура отца на самом деле?

"Касси приснилось, что в доме её отца были скорпионы. Его там не было. Она боялась, что жабы, которые были в доме вместе с грибами и скорпионами, отравят её собак. В доме присутствовали несколько мужчин-профессоров, которые сказали ей, чтобы она ушла в тёмную комнату и оставалась там. Она подчинилась, но ей стало страшно. Она не могла там оставаться, запаниковала и судорожно выбралась наружу. Во сне она поняла, что помочь ей некому


...


Она ходила вокруг него на цыпочках и не знала, в какой момент он снова выдаст своё жёсткое суждение относительно неё. Он не давал ни любви, ни заботы, ни наставничества, ни защиты, ни эмоций. Он вызывал только трепет. Она по-прежнему жаждала его одобрения, но он почти не проявлял к ней интереса


...


В свои сорок с небольшим лет она не могла ни найти работу по душе, ни решить, становиться ли ей матерью. Вместо этого она барахталась, работая врачом, как её отец, а её ум был сосредоточен на том, чтобы все делать правильно и получить одобрение"


С. Шварц

В этих отрывках мы видим возвеличивание фигуры отца в сознании детей. Это вызывает у меня ассоциации с тем, как юнгенианцы расшифровывают архетип Анимуса - это собор отцов и авторитетов, у которых на все есть ответ. Но при поверке этого ответа, мы понимаем, что он является лишь защитной реакцией на незнание. Авторитет, всезнание и власть - лишь иллюзия, пропитывающая Анимус. Насколько же надежной на самом деле является фигура отца? Зависит от его осознанности, гармоничности, открытости к критике. А если взять шире, то от его живости


Очень ярко и метафорично отсутствующий отец описывается в мифах:


"Иеффай, один из судей израильских, поклялся принести в жертву любого, кто «выйдет из ворот дома моего


навстречу мне», если Господь позволит ему одержать победу над аммонитянами. Победив их, он вернулся домой, и первой его встретила дочь. Когда Иеффай увидел её и понял, что натворил, он был убит горем, но тут же «обви-нил жертву», упрекнув свою дочь в том, что она стала пер-вой, кого он увидел, вместо того, чтобы винить себя за данный им обет. «Она была у него только одна, и не было у него ещё ни сына, ни дочери. Когда он увидел её, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз [о тебе] уста мои пред Господом и не могу отречься»"


Взрослый мир

Традиционно отец должен занимать в семье роль защитника, законодателя, владельца - фигурой, чья власть может подавлять, внося силы порядка, интеллекта и авторитета. Роль отца, как вторичной фигуры, связана с опытом выхода в мир, уходом из дома и от матери.


Если мы опираемся на теорию объектных отношений, то отец по сути создают репрезентацию взаимодействия с внешним миром, так как в детстве присутствует слияние с матерью и она не может восприниматься как полноценный внешний объект. Все последующие отношения связанные с расширением своего влияния и проявленности будут накладываться на первичный опыт взаимодействия с отцом. Чаще всего, это происходит через идеализацию властвующих мужчин, в отношении которых возникает в последующем потребность их психологической кастрации.


Этот объект оказывает непосредственное влияние на жизнь ребенка до тех пор пока он не увидит это деструктивное на него влияние. Ребенок должен реконструировать отравленное Я. Собрать его заново. И здесь мы сталкиваемся с еще одной трудностью. Чтобы сделать это нужно бросить вызов не только себе, но и всему обществу, опыт которого передается ребенку в качестве архетипов или межпоколенческих мандатов

Психолог Куличков Денис
Made on
Tilda