Развитие личности ребенка происходит при наличии двух условий: любовь и столкновения.
Когда я говорю про любовь, я имею в виду умеренно выраженные заботу, принятие и теплоту со стороны значимых взрослых. То есть условия необходимые для развития здоровой привязанности. Когда я говорю о столкновениях, я имею в виду взаимодействие ребенка с другими людьми и их потребностями, противоречащими его собственным. Вот в таких практически идеальных условиях и развивается такая структура, которую можно было бы назвать Я-реальным.
Но нам ли не знать, что часто окружающие ребенка люди слишком глубоко погружены в свои собственные проблемы и конфликты, чтобы иметь возможность любить. Многими из нас управляют наши невротические потребности, которые и определяют наши отношения с окружающими, в том числе и с нашими детьми. Здесь мы касаемся очень непростой темы - слабости мышления нашего вида, но об этом позже. Так или иначе, но дети чаще сталкиваются с гиперопекой, раздражительностью, агрессией и неустойчивостью со стороны родителей, чем с любовью. Подобное положение дел приводит к возникновению тревоги. Если этой тревоги слишком много, то общение ребенка с окружающим миром сводится к попыткам снизить возбуждение своей нервной системы.
Мне сразу вспоминается застенчивость как способ не взаимодействовать с миром.
Конфликтность этих трех установок невыносима на длительной дистанции, поэтому ребенок выбирает в какой-то момент одну из них как основную линию своего взаимодействия с миром. Так формируется его главная установка по отношению к другим. По сути это первая попытка решить уже зародившийся невротический конфликт личности, которая приводит к деформации всего психического мира ребенка. Можно сказать, что внутренне он совершает насилие над собой, пытаясь привести все, что происходит вокруг него к одному единому стандарту. Он ищет возможность унифицировать свое взаимодействие с людьми и со всеми явлениями в его жизни. Таких детей становится непросто понять. При этом, как вы уже могли догадаться, речь далеко не о детях. Этот базовый конфликт личности оказывает свое влияние на всю жизнь человека.
Если говорить конкретнее, именно так происходит утрата реального Я.
Реального Я уже практически нет. Но пустота должна чем-то заполниться. Человек начинает мечтать о себе: каким бы ему хотелось быть, как бы он в этом случае взаимодействовал с другими, как бы к нему хорошо относились. Так постепенно в сознании ребенка формируется образ идеального Я. С этого момента эта структура является мерой для всего, что его окружает. В том числе и для себя самого.
Самореализация замещается целью воплощения идеального Я. Погоня за славой, самоидеализация, потребность в совершенстве, невротический страх проиграть - вот неполный набор атрибутов новой жизни.