Невротическая личность

Я-реальное и мнимое Я

Развитие личности ребенка происходит при наличии двух условий: любовь и столкновения.

Я-реальное и мнимое Я - о них пойдет речь

Когда я говорю про любовь, я имею в виду умеренно выраженные заботу, принятие и теплоту со стороны значимых взрослых. То есть условия необходимые для развития здоровой привязанности. Когда я говорю о столкновениях, я имею в виду взаимодействие ребенка с другими людьми и их потребностями, противоречащими его собственным. Вот в таких практически идеальных условиях и развивается такая структура, которую можно было бы назвать Я-реальным.

Но нам ли не знать, что часто окружающие ребенка люди слишком глубоко погружены в свои собственные проблемы и конфликты, чтобы иметь возможность любить. Многими из нас управляют наши невротические потребности, которые и определяют наши отношения с окружающими, в том числе и с нашими детьми. Здесь мы касаемся очень непростой темы - слабости мышления нашего вида, но об этом позже. Так или иначе, но дети чаще сталкиваются с гиперопекой, раздражительностью, агрессией и неустойчивостью со стороны родителей, чем с любовью. Подобное положение дел приводит к возникновению тревоги. Если этой тревоги слишком много, то общение ребенка с окружающим миром сводится к попыткам снизить возбуждение своей нервной системы.

Мне сразу вспоминается застенчивость как способ не взаимодействовать с миром.

С этого момента, это стремление заморозить любой конфликт начинает влиять на личность ребенка на базовом уровне. Здоровая привязанность сменяется цеплянием, уступчивость превращается в вечные попытки угодить. Ребенок в реальной жизни может избрать стратегию избегания или вступления в бой при малейшем раздражителе. Цель - любыми способами избежать фрустрации: не терпеть, угождать, убегать или раздавить. По сути в личности формируется три одновременно действующие силы: к людям, от людей и против них.

Конфликтность этих трех установок невыносима на длительной дистанции, поэтому ребенок выбирает в какой-то момент одну из них как основную линию своего взаимодействия с миром. Так формируется его главная установка по отношению к другим. По сути это первая попытка решить уже зародившийся невротический конфликт личности, которая приводит к деформации всего психического мира ребенка. Можно сказать, что внутренне он совершает насилие над собой, пытаясь привести все, что происходит вокруг него к одному единому стандарту. Он ищет возможность унифицировать свое взаимодействие с людьми и со всеми явлениями в его жизни. Таких детей становится непросто понять. При этом, как вы уже могли догадаться, речь далеко не о детях. Этот базовый конфликт личности оказывает свое влияние на всю жизнь человека.

Если говорить конкретнее, именно так происходит утрата реального Я.

Но я продолжу. Думаю, описание хорошо передает чувство внутренней нестабильности такой личности - ее раздробленность и неуверенность. Во взаимодействии с другими этот ребенок чувствует свою непохожесть. Ему уже не дано естественными способами почувствовать свою причастность к кому-то еще. С этого момента в нем появляется потребность разработки стратегий взаимодействия с миром - ему нужны инструменты. инструкции, четкие алгоритмы. Этим суррогатом он и замещает свои истинные чувства и потребности. После этого можно полноценно говорить об самоотчуждении.

Реального Я уже практически нет. Но пустота должна чем-то заполниться. Человек начинает мечтать о себе: каким бы ему хотелось быть, как бы он в этом случае взаимодействовал с другими, как бы к нему хорошо относились. Так постепенно в сознании ребенка формируется образ идеального Я. С этого момента эта структура является мерой для всего, что его окружает. В том числе и для себя самого.

Самореализация замещается целью воплощения идеального Я. Погоня за славой, самоидеализация, потребность в совершенстве, невротический страх проиграть - вот неполный набор атрибутов новой жизни.

Психолог, психоаналитик Куличков Денис
Made on
Tilda