Травма идентичности

Краткий отчет о практической работе

Статья составлена по результатам практической работы проводимой на базе моделей представления о травме идентичности к. м. н., д. пс. н., проф. Натальей Дмитриевой (Центр "Метаформа").

Подходы и практики, которые я получил во время прохождения обучения в указанном центре никак не могли интегрироваться в мой подход консультирования. Но, при этом, я чувствовал ценность этой информации и необходимость ее усвоения. Данная статья по сути является итогом работы над данными задачами. Она завершает упорядочивание изученной информации во мне, которой так сильно сопротивлялась моя личность. До этой статьи я провел 15 консультаций на данную тему и в 4 случаях динамика клиентов соответствовала учебному материалу и выдвинутым в них гипотезам.

Идентичность

Многим известна эпигенетическая теория Эрикссона, которая гласит, что эго конфликт идентичности впервые решается в возрасте 12-20 лет. На этом этапе развития, индивидуум должен ответить на вопросы: кто Я есть, какой Я, куда Я иду, какими ценностями буду руководиться.

В своей практике и в своих личных травмирующих обстоятельствах я понял, что травмируясь, личность дезинтегрируется, а иногда полностью разрушается. И процесс ее становления (в норме он запускается самостоятельно) предполагает регрессию и новое прохождение всех более ранних этапов по Эрикссону. Личность как-бы рождается вновь и развивается, но в более ускоренном режиме.

Какое-то время, я искал информацию о том, как ускорить процесс восстановления идентичности и натолкнулся на эту информацию в рамках обучения в "Метафоре" (не реклама).

Начало работы

Работа начиналась со стандартного разговора и сбора истории клиента. Через сочувствие и принятие в конце первой сессии мы добирались до основной проблемы клиента - наличия травматичного опыта и связанности этого опыта с первичной проблемой. Именно на этом этапе принималось решение о предложении клиенту участия в обучающей сессии на бесплатной основе.

При согласии клиенту предлагалось написать историю травмы: рассказ о том как жизнь выглядела до момента травмирования, сам процесс травмы, как жизнь изменилась после нее, чего клиент решился после травмы и т.д.

С рассказом я знакомился между сесссиями. Основное значения в рассказе для меня представляли ключевые слова. Эти слова всплывали в дальнейшем в речи клиента, когда он описывал компоненты своей идентичности.

Начало работы

Работа начиналась со стандартного разговора и сбора истории клиента. Через сочувствие и принятие в конце первой сессии мы добирались до основной проблемы клиента - наличия травматичного опыта и связанности этого опыта с первичной проблемой. Именно на этом этапе принималось решение о предложении клиенту участия в обучающей сессии на бесплатной основе.

При согласии клиенту предлагалось написать историю травмы: рассказ о том как жизнь выглядела до момента травмирования, сам процесс травмы, как жизнь изменилась после нее, чего клиент решился после травмы и т.д.

С рассказом я знакомился между сесссиями. Основное значения в рассказе для меня представляли ключевые слова. Эти слова всплывали в дальнейшем в речи клиента, когда он описывал компоненты своей идентичности.

Структура личности

После краткой беседы и со-настройки, я задавал вопрос по описанию компонентов структуры личности по Кернбергу. Я просил описать образное восприятие следующих элементов:


1. Образ Я.

2. Образ Других.

3. Образ Мира.

На этом этапе клиенты чаще всего не могли описать Образ себя. Образ Других и Мира, на мой взгляд, менее важны в этой ситуации. Важно столкнуть клиента с невозможностью описать свой целостный образ. По сути это и подтверждает разрушение идентичности клиента. Я обязательно фиксировал и возвращал клиенту, что на данный момент образ себя дезинтегрирован, он фрагментарен и никак не собирается воедино.

Тогда я просил описать то, каким человек себя воспринимает в различных ситуациях. В том числе в общении с Другими, с Миром, с собой.

Расщепление по Рупперту

Услышанное я соотносил с элементами модели приложенной Руппертом. Он предложил считать, что при посттравматическом расщеплении идентичности, личность делится на части соответствующие треугольнику Карпмана.

На этом этапе клиент очень неструктурировано дает информацию. Лучше взять лист бумаги и соотнести все, что он говорит с тремя столбцами:

  • Образ Агрессора
  • Образ Спасателя
  • Образ Жертвы.

После того, как картина для меня становилась ясна, я информировал клиента о том, что я вижу это расщепление и в каких частях. При этом просил подобрать для каждой части образ - персонаж, животное, знаменитость и т.д. При этом, не рекомендую озвучивать терминологию Карпмана - она встречает сильное сопротивление. Используйте те "имена", которые дал частям личности сам клиент.

Исследование частей

На данном этапе я просил для каждого образа выделить чувства, телесные ощущения, потребности, стиль поведения, способ исцеления.

Важно понимать, что агрессивная часть соответствует части выживающей, жертвенная часть - здорово ресурсной составляющей, а спасательная часть - части травмированной. 3 из 5 травмированных индивидуумов демонстрировали вначале этой работы неприятие других частей.

После полного исследования этих образов (которое также фиксировалось на бумаге) информация возвращалась клиенту в разрезе: название образа и все, что нам удалось о нем узнать.

На этом этапе я раскрывал клиенту функцию этих частей: выживающую, ресурсную, травмированную.

Также обращал внимание на места, куда необходимо направить ресурс деструктивных частей, а именно в ресурсные проявления здоровой части.

Интеграция

Еще на этапе передаче структурированной информации по этим частям личности, начинала происходить интеграция. Чаще всего, человек понимал, что Выживающая часть (а в ней чаще всего жила агрессия) может помочь здоровой части в вопросе ее защиты в нужные моменты. Проблемой оставалась травмированная часть. Она подвергалась действиям защит, что по сути и является основной проблемой реинтеграции личности.

Здесь не обходилось без давления с моей стороны. Клиенту давалось время в форме рассказа о травме. О том, как первая и вторая части личности уже начинают взаимодействовать и как их дальнейшее сотрудничество скажется на продуктивности личности.

Главный вопрос

На этом этапе я спрашивал, в какой-же образ мы интегрируем все эти три части и на кого он будет похож. Клиенты упирались, что третья часть лишняя, она ущербна и ее они брать с собой в дальнейший путь не могут.

Тогда я задавал вопрос, а кто из этих трех частей может распознать в будущем опасность? Не является ли главной функцией травмированной части - эффект детектора на опасность.

После этого, клиенты задумывались и через какое-то время интегрировали оставшуюся часть в той или иной форме. Где она занимало место спасательного зелья, где-то чуткой кошки, где-то птички, которая сопровождает путь личности в дальнейшем.

После этого образ желаемого состояния обретал очертания. Клиенту удавалось интегрировать образы расщепленного Я в единый желаемый образ будущего.

Что на мой взгляд и имело быть целью данной работы.


Куличков Д.А. 27.05.2023 г.

Made on
Tilda